Последний фильм Педро Альмодовара – автопортрет режиссера
Испанский режиссер Педро Альмодовар в седьмой раз представит Испанию на Оскаре со своим 21-м художественным фильмом «Боль и слава». Главные герои фильма — Антонио Бандерас в роли главного героя Сальвадора Малло — режиссера, который представляет самого Альмодовара.
Больной главный герой
Бесконечные самоотверженные фильмы Альмодовара, хотя они и могут стоять в одиночестве, всегда выигрывали, если смотреть в контексте жизни и творчества художника. «Боль и Слава» не исключение. Но там, где Альмодовар в прошлом обвинялся в потворстве себе, здесь он демонстрирует уверенную легкость прикосновения. В первых сценах фильма мы рассматриваем уставшее и изящно стареющее тело Антонио Бандераса, когда он стоит в бассейне, сначала погруженный в воду с закрытыми глазами, как будто в амниотическом сне. Затем он появляется, выглядя задумчивым. Далее следует первая из серии воспоминаний о детстве Малло, когда история плавно перемещается между прошлым и настоящим. Ликвидность — это мотив в фильме, который, помимо его эмбриотических и эротических коннотаций, символизирует поток изображений в кино во времени («Кино моей юности пахло мочой, жасмином и летним ветерком»). Тело Бандераса как натюрморт выражает одинокую тоску персонажа в его сумеречные годы. На животе у него блестящий приподнятый шрам от операции. Яркая анимационная графика (Хуана Гатти) позволяет нам буквально видеть внутри тело Малло, иллюстрируя его многочисленные недуги — от боли в поясничной области спины и седалищного нерва до депрессии и тревоги. Но вездесущность его недугов на протяжении всего фильма не кажется тяжелой — вместо этого она носит конфессиональный и интимный характер и зависит от понимания аудиторией того, что Альмодовар страдает от подобного списка недугов. «Боль» в названии носит как физический, так и духовный характер — Малло говорит своему врачу, что он не может снимать фильмы, если его тело слабо.
Автобиографическая беллетристика
Из-за очень личной природы работы Альмодовара, «Боль и слава» часто классифицируется как принадлежащая испанскому жанру autoficción (автограф, или автобиографическая беллетристика). Творчество — и его неотъемлемая эротика — позиционируется как источник борьбы со смертью и параличом. Когда бывший любовник Федерико (Леонардо Сбаралья) наталкивается на спектакль «Склонность» — пьесу, написанную Малло, в которой подробно описываются их отношения, они воссоединяются в эмоциональной и очень чувственной встрече, которая побуждает Малло к восстановлению, как физическому, так и эмоциональному. Позже Малло обнаруживает — опять же, по-видимому, случайно — картину себя в детстве старого друга семьи, Эдуардо (Сезар Висенте), катализируя его воспоминания о его сексуально заряженных отношениях с молодым художником (на самом деле, картина является дело рук Хорхе Галиндо, художника, с которым Альмодовар сотрудничал в прошлом). Благодаря этим случайным открытиям искусство выступает посредником между персонажами, напоминая им об общих восторгах. Жизнь Малло вновь обретает чувственность.